В онлайн формате состоялось очередное, 23-е заседание Интеграционного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Заседание провёл председатель Интеграционного совета, вице-президент РСПП Александр Мурычев
Участники заседания рассмотрели следующие вопросы:
Об участии бизнеса в выполнении Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года;
О проблеме с сертификатами о происхождении товаров при таможенном оформлении;
Совершенствование трансграничных взаиморасчетов в национальных валютах при совершении покупок физическими лицами на территории стран ЕАЭС;
О развитии международного делового сотрудничества на пространстве Большой Евразии.
Во вступительном слове Александр Мурычев отметил, что заседание проходит накануне очередного заседания Президиума Делового совета ЕАЭС, намеченного на 1 октября. Он сказал: «Важно отметить, что все четыре предложенных нами вопроса председательствующая казахстанская Сторона Делового совета включила в проект повестки дня и члены Президиума согласовали это решение. Это значит, что наши вопросы актуальны и представляют интерес для всех Сторон Делового совета». Александр Мурычев подчеркнул, что «выполнение мероприятий Плана предусматривает планомерную работу и позволит достичь поставленные в Стратегии – 2025 цели и задачи. И нам важно понять, почему 2021 год подходит к концу, а мы ещё не ощутили потребности Евразийской экономической комиссии в привлечении бизнеса к участию в работе над выполнением Плана».
Докладчиком по первому вопросу выступил Сергей Михневич, управляющий директор Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, обративший внимание, что вопросы взаимодействия по реализации Стратегии постоянно находятся в фокусе внимания Делового совета ЕАЭС. Он добавил: «Но, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве со стороны ЕЭК и евразийского бизнеса в лице Делового совета ЕАЭС, имеет место ряд сложностей, преимущественно, технического характера, которые не дают в полной мере реализоваться потенциалу участия бизнеса в реализации Стратегии-2025».
Он выразил мнение, что «устранению сложностей может способствовать выстраивание «прямой связи» между ответственными за коммуникацию лицами в органах ЕЭК, Секретариате Делового совета ЕАЭС и его ассоциациях-членах». Кроме того, повышению эффективности участия бизнеса в процессах развития евразийской экономической интеграции может способствовать упрощение процедуры включения представителей в состав консультативных органов, в частности, непосредственно по представлению Делового совета ЕАЭС и (или) с последующим уведомлением Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС.
Участники дискуссии выразили поддержку представленным предложениям по повышению эффективности взаимодействия евразийского делового сообщества с органами ЕЭК.
По второму вопросу выступление представила Надежда Чурмеева, исполнительный директор Ассоциации производителей шин. Он отметила, что «в отношении грузовых шин, происходящих из КНР и ввозимых на территорию ЕАЭС, установлены антидемпинговые пошлины на срок до 28 июня 2026 г. по итогам повторного антидемпингового расследования. Таким образом, в настоящее время импортеры шин, которые ввозят грузовые шины, обязаны предоставлять при таможенном оформлении сертификаты о происхождении товара в целях подтверждения, что грузовые шины происходят не из КНР и не подлежат обложению антидемпинговой пошлиной.
Добросовестные участники внешнеэкономической деятельности все чаще сталкиваются с отказами со стороны таможенных органов Российской Федерации в принятии сертификатов о происхождении товаров, получают требования об уплате антидемпинговых пошлин, в том числе в рамках посттаможенного контроля, и затем в соответствии с установленной процедурой вынуждены заниматься возвратом уплаченных средств.
Складывающаяся правоприменительная практика обусловлена неопределенностью положений Правил, в том числе в части Требований к сертификатам о происхождении товаров, которые по-разному трактуются таможенными органами. Это, в частности, требования к сертификату о происхождении товара в части описания товара и в случаях, когда страна вывоза товара отличается от страны его происхождения.
Участники заседания выразили поддержку предложениям относительно необходимости проработки вопроса о внесении изменений в акты ЕЭК. Также было рекомендовано инициировать обсуждение заинтересованными сторонами, включая ФТС России, складывающейся правоприменительной практики с отказами в приеме сертификатов о происхождении товара.
По третьему вопросу содокладчиками выступили Валерий Петров, вице-президент Российской Ассоциации Криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейн (Ракиб) и Андрей Михайлишин, генеральный директор ООО «Цифровые платежи», член Подкомиссии по платежно-расчетным системам и технологиям Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности.
Выступающие сообщили, что реализация Система ЕАЭС Pay соотносится со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и может позволить:
решить важную социальную проблему розничных взаиморасчетов в национальных валютах и наполнить практическим содержанием евразийскую экономическую интеграцию на базе национальных платежных систем стран ЕАЭС;
повысить финансовую и экономическую независимость и безопасность стран ЕАЭС за счет внедрения собственных высокотехнологичных финансовых решений для розничных трансграничных расчетов граждан;
национальному бизнесу стран ЕАЭС сэкономить порядка 2-3% от розничного оборота, за счет внедрения технологии ЕАЭС Pay, что в абсолютных цифрах может составить порядка 18 млрд долл. США в год;
национальному бизнесу стран ЕАЭС увеличить выручку за счет притока новых клиентов и возможности расширения функционала собственных систем лояльности до 20% в год;
способствовать цифровизации и ускоренному развитию национальных платежных систем стран ЕАЭС, за счет использования отработанных технологий, обеспечивающих масштабирование платежной инфраструктуры и бесшовное обслуживание внутренних и кросс граничных платежей между физическими лицами и торгово-сервисными предприятиями.
Участники заседания выразили принципиальное одобрение представленной в докладе концепции Совершенствования трансграничных взаиморасчетов в национальных валютах при совершении покупок физическими лицами на территории стран ЕАЭС.
По четвёртому вопросу выступили вице-президент – управляющий директор Управления международного двустороннего сотрудничества Сергей Красильников и Сергей Михневич.
Они отметили, что задача сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках идеи Большого Евразийского партнерства предусмотрена Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. Согласно данному документу государства-члены ЕАЭС нацелены на «позиционирование Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства путем сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – один путь» (ОПОП), укрепления взаимодействия с ШОС, АСЕАН, установления диалога с Европейским союзом и другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы.
Для претворения идеи Большого Евразийского партнерства в жизнь необходимо обеспечить эффективное вовлечение бизнеса в процессы сотрудничества. Соответствующие возможности может предоставить Деловая Ассоциация Большой Евразии. Инициатива создания многосторонней Ассоциации была выдвинута Президентом РСПП А.Н. Шохиным в ходе Первого евразийского конгресса, прошедшего 4 декабря 2020 г., и получила широкую поддержку со стороны руководства МИД России, экспертного и делового сообщества.
Участники заседания выразили принципиальную поддержку предложениям по формированию Деловой ассоциации Большой Евразии и формированию рабочей группы Делового совета ЕАЭС для консультаций по проработке вопроса о создании Ассоциации с участием всех заинтересованных сторон.
По результатам заседания докладчикам рекомендовано учесть итоги обсуждения вопросов перед выступлениями на заседании Президиума Делового совета ЕАЭС 1 октября 2021 года в Нур-Султане.